Блок 1. ДОСТОВЕРНО
•Правда и ложь. Факт как действительное, подтвержденное, истинное знание. Мнение и интерпретация. Сознательное и неосознанное искажение информации. Фактоиды и фейки. Проблема верификации информации
•Манипуляции с информацией: искажение, утаивание, без контекста, в ином контексте, дозировано, перегруз информацией, без структуры, манипуляции со временем подачи информации, ложные ссылки и пр.
•Факт-чекинг: 1. «Отключить» предвзятость, 2. Проверить информацию, 3. Проверить источник информации, 4. Получить информацию из альтернативных источников
Блок 2. АРГУМЕНТИРОВАННО
•Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация (логическая связь тезиса и аргументов)
•Дедукция, индукция и аналогия в обосновании выводов в бизнесе
•Виды корректных аргументов: факты, аксиомы, теории и законы, результаты качественных и релевантных исследований
•Необоснованные выводы: тезис ложен или сомнителен, аргументы ложны или сомнительны, нет логической связи между аргументами и тезисом, аргументов недостаточно, аргументация вообще не ведется
•«Черная риторика» и ошибки/уловки в аргументации: свидетельства очевидцев, ссылка на авторитеты, экспертов, ссылка на анонимные источники, штампы, придающие солидность высказыванию, психологический шок, повторение, селекция информации и т.п. Распознавание и корректная критика «черной риторики»
•Статистические манипуляции и их распознание (Дарелл Хафф): необъективная выборка, манипуляции средним значением, умалчивание нежелательных результатов, графические манипуляции, некорректные ковариации (после – значит, вследствие), манипуляции с процентами и долями
Блок 3. РАЦИОНАЛЬНО
•4 эвристики: аффективная, доступности, закрепления, репрезентативности. Влияние эвристик на наше мышление
•Две системы мышления (Д. Канеман и А. Тверски). Система 1 – автоматическая, быстрая. Система 2 – требует выделения внимания и самоконтроля для сознательных умственных усилий
•Основные когнитивные искажения, приводящие к нерациональным решениям: неприятие потерь, прайминг (привязка), фрейминг (подача материала), иллюзия истины, ретроспективные искажения, игнорирование статистики и случайных событий, регрессия к среднему, искажения вероятностных событий, искажения оценки по среднему, ошибка оптимиста, эффект ореола, пренебрежение количеством и ранжирование значимости, подмена вопросов, игнорирование длительности и пр.
•Коррекция воздействия когнитивных искажений на принятие решений